Гривнин В - Есть Ли Выход Из Лабиринта
В.Гривнин
Есть ли выход из лабиринта?
Сколь бы условен, сколь бы вымышлен ни был любой из романов Абэ - будь
то "Женщина в песках", "Чужое лицо", "Сожженная карта", "Человек-ящик"* или,
наконец, "Тайное свидание", - перед читателем неизменно возникает пусть
несколько смещенная, но яркая и, главное, совершенно реальная картина
сегодняшней Японии. Невероятным ситуациям и событиям, нарисованным Абэ,
веришь так же безусловно, как веришь в реальность существования носа майора
Ковалева, по воле Гоголя разгуливавшего по Невскому проспекту. Видимо, в
этом великая сила истинного реализма.
______________
* Эти романы Кобо Абэ печатались в журнале "Иностранная литература":
"Женщина в песках" - 1966, № 5; "Чужое лицо" - 1967, № 12; "Сожженная карта"
- 1969, № 8-10; "Человек-ящик" - 1976, № 8-9. (Прим. ред.)
В абсурдном мире, созданном воображением писателя, читатель без труда
узнает приметы того, с чем он сталкивается повседневно, - узнает бездушную
бюрократическую машину, пожирающую человека, узнает антигуманность власти,
узнает одиночество, страх перед завтрашним днем, ненужность человека тому
обществу, в котором живут герои Абэ. Писатель видит свою задачу в том, чтобы
показать это общество изнутри, вскрыть механизм, пружины, которые движут им.
"Тайное свидание" - роман о трагедии человека в мире зла. Но если в
предыдущих романах сатира сосредоточивалась в первую очередь на человеке,
пытающемся найти способ утверждения в обществе и, как правило, не находящем
его, то в этом романе объектом осмеяния становится общество как таковое.
Герои служат лишь персонификации тех или иных сторон социального зла.
"В своем романе я хотел показать, во что может превратиться мир, если в
нем правит ненависть, если человеческие отношения деформированы", - пишет
Абэ, обращаясь к советским читателям. Его слова удивительно точно передают
суть "Тайного свидания", служат нитью, позволяющей не заблудиться в сложном
лабиринте, в котором по воле автора оказывается читатель. Важно также и то,
что Абэ не только декларирует поставленную перед собой задачу, но и блестяще
воплощает ее в жизнь.
События романа происходят в некой таинственной клинике, куда попадает
герой в поисках жены, которую неожиданно, без вызова увезла машина "скорой
помощи". И он убеждается, сколь бессилен человек, даже когда на его стороне
правда.
Клиника - мир абсурда, антимир, в котором смешаны, поставлены с ног на
голову все представления, мир, где царит безудержная жестокость. Она даже
внешне напоминает концентрационный лагерь. Одной фразы автора достаточно,
чтобы понять это: "Длинное деревянное строение в два этажа, обнесенное
невысокой проволочной оградой - там были скорее всего больничные палаты, -
оно тянулось без конца, насколько хватал глаз". А над ним господствует
главный административный корпус - здание "этажей в пятнадцать, сужающееся
кверху, раскинуло внизу четыре могучие лапы и, точно зловещая птица, впилось
когтями в землю". Отчетливо представляешь себе эту страшную картину:
уходящий в бесконечную даль низкий унылый барак, в котором навечно заключены
больные или, лучше сказать, рядовые обитатели страны-клиники, и высоко
вознесшаяся над ним, как грозный, хищный символ власти, мрачная громада
административного корпуса.
Но концентрационный лагерь не ограничивается пределами клиники. Да,
собственно, клиника и не имеет пределов - она сливается с городом,
перерастает в него.
Чтобы связать клинику с реальным миром, чтобы подчеркнуть, что клиника
и